Как прокачать российский рынок въездного туризма

Илья Андреев, управляющий партнёр Zenith Property Management, о планах российских властей по привлечению иностранных туристов.

Как прокачать российский рынок въездного туризма

Минэкономразвития разработало проект «Стратегии развития экспорта услуг на период до 2025 года», где особое внимание уделено развитию туристической отрасли. Для бизнеса внимание законодателей — повод для противоречивых чувств. Это в лучшем случае приносит в их операционную деятельность негатив и позитив в равных долях. В худшем — негатива больше. Здесь так же, казалось бы, обсуждаются правильные и прогрессивные перемены, но механизм их внедрения вызывает вопросы.

Наиболее очевидное препятствие, которое новая «Стратегия» должна преодолеть, — это российский визовый режим.

Сегодня его можно описать словами «дорого, долго и сложно». При этом понятных причин для жёсткого контроля въезда граждан в Россию из-за границы на самом деле нет. Основная масса незаконных трудовых мигрантов, прибывающих в Россию, не нуждается в визах. Мигранты из более дальних регионов российским рынком труда просто не заинтересованы: низкий курс рубля, несопоставимые с европейскими заработные платы, тяжёлые условия проживания…

Что касается барьера для проникновения через границу преступников разных мастей, то этот вопрос решен Евросоюзом с помощью объединённой базы правоохранительных органов и чёрных списков.

Российскому туризму нужна либерализация визовых правил — существенное послабление визового режима, бесплатная подача электронной анкеты уведомительного характера. Такие правила сейчас действуют для российских граждан при перелетах на Кипр. Авторы «Стратегии» тоже смотрят в эту сторону. Это разумное решение для страны, которой необходимо увеличить турпоток.

Сегодня, за исключением некоторых экстремалов, туристы посещают Россию точечно: Москва, Петербург, Сочи. В зависимости от бюджета, возраста, социального статуса туристы определяют для себя максимально интенсивные программы на местах. Но, по статистике, в Петербург приезжают на два дня. Ради двух дней получать дорогую визу в Россию нет смысла.

Конечно, кроме Петербурга и Сочи, в России есть много интересного и уникального: разные климатические пояса, невероятные природные и исторические памятники, гастрономическое многообразие. Но транспортная инфраструктура и сервисная индустрия развиты очень слабо.

Поэтому сегмента так называемого долговременного российского туризма просто нет, а кратковременному визовый режим сильно вредит.

Следующее предложение законодателей — расширение системы tax-free. Однако она никак не повлияет на туристические потоки и не повысит доходы страны. К нам не едут за крупными покупками, потому что мы, к сожалению, не производим ничего уникального. И даже бренд «Якутские бриллианты» сильно проигрывает De beers. Нет доступных широким массам качественных меховых изделий на Урале. Зато они есть в Греции. У нас нет электроники, уникального парфюма, дорогих часов, всемирно известных модных домов. Мы всё ещё думаем, что у кого-то в мире есть проблема с икрой? Даже в швейцарских Альпах есть огромные водоёмы с осетрами рядом с фешенебельными спа-курортами. Так что недорогой чёрной икрой эти курорты обеспечены.

По этой причине странно видеть расширение системы tax-free в первом эшелоне мер по подъёму отечественной туристической отрасли. Привлекательности в глазах туристов она не прибавит. Разве что станет для них небольшим бонусом.

Следующая озвученная в «Стратегии» проблема — дорогостоящие авиабилеты в Россию. Да, ситуация на рынке авиаперелётов в Петербург близка к монополии. Возможно, в качестве эксперимента было бы рационально разрешить полёты иностранным авиакомпаниям по России. Это могло бы привести к высокой конкуренции, развитию качества услуг и снижению стоимости билетов. Присутствие иностранных участников однозначно раскачало бы этот рынок. Наглядный пример — это рынок фаст-фуда, на котором благодаря реальной конкуренции с иностранными брендами появились очень качественные отечественные сети.

В свою очередь международные авиакомпании за счет глобального присутствия могли бы сформировать маршрутную сетку коротких перелётов в соседние с Россией государства. Это наверняка положительно повлияет и на регионы. Особенно сейчас, когда наша «Победа» мало куда летает.

Туристический поток, а за ним и туристическая отрасль развивается с помощью прикладных мер, которые мотивируют людей приезжать в тот или иной город и оставаться там надолго.

Цель власти и бизнеса в этом контексте — чтобы как можно больше людей приезжали и как можно дольше жили у нас. Этому может способствовать событийная программа, развитие понятных для иностранцев и безопасных туристических маршрутов, доступной и комфортной среды.

Какие глобальные маршруты у нас есть сегодня? Не каждый русский, а тем более не каждый иностранец выдержит «Золотое кольцо» — уникальное, но довольно однообразное путешествие, сопряженное с трудностями при передвижении и размещении.

Огромный потенциал у гастрономического туризма. Ведь, кроме лубочного прочтения русской кухни, существуют самобытные гастрономические традиции Сибири, Урала, Дальнего Востока. Это направление абсолютно не продвигается и не популяризируется. Но тут мы вновь упираемся в необходимость комплексных мер: никто не поедет в прекрасный и даже мишленовский ресторан на Камчатке, если до него невозможно добраться без риска для жизни.

Безопасность, транспорт, средства размещения — базовые требования комфортной среды. Но есть ещё и важные сервисные меры, например, англоговорящий персонал, да и в принципе какой-то персонал, адекватно обученный. Без таких практических шагов к развитию туристического потенциала России стратегические документы не смогут изменить эту отрасль. Никогда.

Просмотров: 225

Поделиться: